Этапы большого пути
11.12.2015 | Просмотров: 2120
Этапы большого пути
Дорога длиной в человеческую жизнь, полная репетиций, гастролей, ярких замыслов и радостных встреч со зрителями. В этом году Аварскому государственному музыкально-драматическому театру им. Г. Цадасы исполняется 80 лет. И хотя для театра это не срок, ему есть что вспомнить и чем гордиться.
Свои первые шаги Аварский театр делал еще в 20-е годы как любительский театральный кружок в Хунзахе. Кружковцы ставили сценки на тему дня, агитпьесы руководителей кружка Загида Гаджиева и Заирбека Алиханова, инсценировали сатирическое стихотворение Гамзата Цадасы «Андийское чохто», пьесы начинающих писателей. В театральном техникуме в Буйнакске училась группа аварских юношей, которые в конце 20-х годов гастролировали по аварским районам со студенческими спектаклями.
А в 1935 году любительский театр в Хунзахе пополнился одаренными артистами. Специальным указом правительства Дагестана его в 1935 году объявили государственным театром. Руководителем был назначен выпускник театрального техникума Абдурахман Магаев. У театра появились оригинальные пьесы разной тематики, в которых поднимались важнейшие вопросы того времени. Но отдаленность от культурных центров, отсутствие профессиональной режиссуры сказывались на творческом состоянии молодого коллектива. На том этапе проблему можно было решить только частично, и правительство республики пригласило молодых режиссеров из Центра. В Аварский театр приехал выпускник ГИТИСа П. Шияновский со своим братом художником. Они поставили спектакль «Любовь Яровая» К. Тренева, который был признан одним из лучших спектаклей республиканского смотра.
В 30-е годы на сцене Аварского театра ставились пьесы Г. Цадасы, начиная с одноактных «Танусинцы» и «Дети Хирача». В дальнейшем ставились многоактные «Айдемир и Умайганат», «Сундук бедствий», «Сапожник», «Женитьба Кодолава». Перед самой войной репертуар пополнился переводными пьесами зарубежной, русской и советской драматургии. Увеличился и актерский состав театра. Его преставления стали приобретать популярность как у сельских, так и у городских зрителей.
Война застала Аварский театр на гастролях, когда к выпуску готовился спектакль «Сундук бедствий» Г. Цадасы. Добровольцами ушли на фронт 12 артистов, 8 из них погибли. Театр выходил из бедственного положения концертами и литературно-музыкальными композициями антивоенного содержания.
В 1943 году Аварский театр был переведен в Буйнакск. В него пришли новые одаренные молодые артисты. Среди них получившие звания народных артистов РСФСР М. Абдулхаликов и П. Хизроева, заслуженный артист РСФСР Б. Инусилов и другие. В военную тематику театра вошли поэтические памфлеты Г. Цадасы, его фельетоны, басни, стихи молодого Расула Гамзатова и других аварских авторов. Первой дагестанской пьесой о войне была «Базалай» Г. Цадасы.
Зимой 1944 года Аварскому театру было присвоено имя Гамзата Цадасы, который в тот период отметил 50-летие литературной деятельности. Художественную часть возглавил приглашенный режиссер А. Артемьев, директором работал Ш. Микаилов. Артисты театра стажировались при Русском театре, участвовали в массовках его спектакля «Горцы» Р. Фатуева. В театре были поставлены «Базалай» Г. Цадасы, «Хочбар» Н. Славинской, «Встреча в темноте» Ф. Кнорре.
50-е годы стали определяющими в дальнейшем пути развития Аварского театра: в Москву в ГИТИС была направлена большая группа молодежи для обучения актерской профессии. Весной 1955 года выпускники возвратились с дипломами артистов. Молодежная группа заявила о себе яркими актерскими работами, новыми методами, высоким исполнительским мастерством не только по внутренней линии характеров, но и внешней филигранностью, точным попаданием в жанр, богатством красок. Особенно радостным событием в жизни театра стала совместная работа артистов старшего поколения с выпускниками над спектаклем «Отелло» У. Шекспира. В журнале «Театр» московский критик Ю. Рыбаков писал: «Успеху актеров в спектакле «Отелло» во многом способствовала глубокая режиссерская трактовка пьесы (реж. П. Джапаридзе)...».
С конца 50-х годов театр готовился к предстоящему творческому экзамену перед московской публикой – к Декаде дагестанского искусства и литературы в Москве. На нее Аварский театр повез «Горянку» Р. Гамзатова и «По горным дорогам» К. Закарьяева и М. Давудова.
Выпускница аварской студии ГИТИСа А. Мамаева в образе главной героини «Горянки» Асият создала глубоко поэтичный, цельный характер, наделенный тонким лиризмом и высоким порывом вдохновения. Весь актерский ансамбль показал мастерство и талант воплощения убедительных образов. Спектакль был оценен по достоинству. О нем много и восторженно писали. В дальнейшем для Аварского театра было подготовлено четыре выпуска актерских студий Тбилисского театрального института и один выпуск в Киевском театральном институте. В 1968 году Аварский театр переехал в Махачкалу и в том же году был переведен в статус музыкально-драматического.
В театре выросла большая плеяда талантливых мастеров: народные артисты РСФСР – Махмуд Абдулхаликов, Зайнаб Набиева, Патимат Хизроева, народная артистка России Сидрат Меджидова, заслуженные артисты РСФСР и России – Лишат Курбанова, Басир Инусилов, Айшат Мамаева, Магомед-Расул Багдулов, Има-Гаджи Такиев, Арипула Махаев, Магомед Нурмагомедов, Гусейн Казиев, народный артист Дагестана Хирамагомед Хирамагомедов, заслуженные артисты республики – Зайнаб Гамзатова, Сайгибат Ахмедова, Майсарат Абдулмеджидова и другие.
Многие спектакли театра вошли в его золотой фонд: «Два брата» М. Лермонтова, «Старик» М. Горького, «Горянка», «Хочбар и ханы», «Мой Дагестан» Р. Гамзатова, «Махмуд из Кахаб-Росо» М. Абасилова, «Аманат» А. Хачалова, «Али с гор» 3. Алиханова и другие. Более 40 лет главным режиссером Аварского театра работает народный артист РД, лауреат республиканских премий Хайбула Абдулгапуров.
А в 2010 году Аварскому театру присужден почетный статус «Национальное достояние России-2010».
В 2012 году молодежная группа театра гастролировала в Ставропольском крае по гранту «Культура России». В последние годы на сцене Аварского театра поставлены спектакли «Кровавая свадьба», «Дом Бернарды Альбы» Г. Лорки, «На пылающей палубе» X. Луйка. Руководство театром осуществляют главный режиссер театра, народный артист Дагестана Х.Абдулгапуров, директор М.Магомедрасулов, главный художник В.Кандашова.
Автор: Гулизар Султанова
Источник: Газета "Дагестанская Правда"