Муртазаали-хаджи из Ахалчи
Селение Ахалчи Хунзахского района известно в Дагестане выходцами видных ученых, шейхов и богословов. Очень трудно добиться распространения и развития Ислама без поддержки и покровительства всего джамаата Здесь никогда не прекращалось преподавание исламской науки даже в самые тяжелые годы для религии. По сей день здесь функционирует медресе, в котором обучают основам религии всех желающих.
Сегодня мы расскажем об одном таком ученом из Ахалчи – Муртазаали-хаджи. Человек, чье детство и молодость совпали с временем Кавказской воины. Родился он в 1826 году и является выходцем из рода Султанилал. Жили они на хуторе Сверута. Это было очень удобное место для ведения хозяйства. Говорят, что люди оттуда переселились в село Тумагариб, что находится неподалеку от Ахалчи, таким образом хутору не удалось сохраниться.
С детства Муртазаали обучался у отца, затем отправился в Ахалчи, Ортколо, Обода и в другие села Хунзахского плато. Во время учебы он познакомился со всеми ведущими учеными Дагестана.
Не отрываясь от учебы, будущий ученый успевал принимать участие в войнах под предводительством имама Шамиля. Он был очень искусным наездником. За отличие в таких боевых действиях Муртазаали получил от имама нагрудный знак.
После окончания газавата он написал много популярных назму. Из одного из таких его назму мы узнаем, насколько высока его степень стремления восстановить шариат и насколько ему больно за происходящее. Его произведение «Имамы Дагестана» очень популярно среди аварского читателя. В этой поэме подробно описываются места боев, имена и подвиги мюридов. Отличительной особенностью этой поэмы является то, что автор проводит параллель между газаватом Пророка (мир ему и благословение) и газаватом имама Шамиля.
Например, при описании тяжести боев на Ахульго Муртазаали пишет:
Если сравнить бои при Ухуде и в Хунайне,
То Ахульго уступает лишь отсутствием Пророка (мир ему и благословение)…
Или:
В дни Ухуда Хабиб тоже спасся,
Подобное и с Шамилем произошло…
Или:
Когда остался, как птица без крыльев,
Последним переселился имам.
У Пророка (мир ему и благословение) другом был Сиддик Абубакар,
Так же с имамом остался Ахбердилав.
При анализе сравнения, проводимого Муртазаали-хаджи в этой поэме, нам становится понятным, что все движение под руководством шейха Шамиля и других имамов было полностью сверено и подчинено шариату, а это значит, что имам не отходил ни на йоту от Корана и сунны. Для подробного примера и убедительности автор приводит примеры из жизнедеятельности Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Такое описание и сравнение имеет еще одну причину. Дело в том, что во время газавата и после него были люди, отрицавшие это движение. И для этого старались приводить разные сравнения. Много сподвижников Шамиля выступили с опровержением глупых домыслов, приводя веские доказательства, аргументы и доводы. Одним из тех, кто разоблачил горе алимов, был и Муртазаали-хаджи.
Муртазаали-хаджи несколько раз совершил хадж. Время на хадже он тоже использовал для учебы и имел крепкие связи с мекканскими алимами.
В каждую пятницу он приходил на джума-намаз в селение Ахалчи. Его просили читать проповедь. Его спокойная, удивительно проницательная, божественная речь не оставляла никого равнодушным. Вместе с этим он обучил много людей, которые впоследствии стали имамами разных сел в горном Дагестане. Его везде воспринимали как олицетворение ума, мудрости и знаний. Его дела никогда не расходились со словами, и он во всем следовал своим знаниям. Связь и отношение Муртазаали-хаджи с алимами Дагестана подтверждает его назму «Алимы Дагестана», в которой он дает описание многим алимам. Это показывает еще и уровень знания самого автора, дающего оценку другим алимам.
Муртазаали-хаджи написал еще много назму и других духовных произведений. Его мавлид, под названием «Мавлид Шариф», отдельным изданием вышел в Темир-Хан Шуре в 1914 году в типографии Мавраева. Так же он публиковал свои статьи в газете «Джаридату Дагистан», издававшейся в той же типографии на арабском языке в 1913-1918 гг. Говорят, что Муртазаали составил много и научных работ, но они, к сожалению, не сохранились. Он хорошо знал исламскую юриспруденцию, астрономию, логику, философию и другие науки. Хорошие дружеские отношения были у него с Али-Гаджи из Инхо, Чанкой из Батлаича и другими просветителями того времени. Среди аварцев очень большую популярность имеет «талкин» (похоронное напутствие), также написанное Муртазаали-хаджи.
О правоверный брат по вере,
Раб Аллаха, покинувший мир…
Революционные преобразования в стране, произошедшие в 1917 году очень встревожили Муртазаали-хаджи. Приход большевиков к власти беспокоил его. Человеку, повидавшему на своем веку много разных режимов и властей, видимо сразу стали понятны намерения алчных грабителей. Может быть, поэтому он и стал сторонником установления шариатского правления в Дагестане. Как бы ни было, но Муртазаали-хаджи занимает достойное место в духовной жизни аварцев второй половины XIX и начала XX веков. Он по праву заслуживает уважение и почет и может занимать достойное место среди наших славных предков.
Муртазаали-хаджи умер в 1925 году в возрасте 99 лет. Похоронен на кладбище селения Ахалчи Хунзахского района.
Автор: Мухаммадрасул Омаров
Источник: www.islamdag.ru