Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

В Батлаичской школе провели духовно – нравственную беседу

В Батлаичской школе провели духовно – нравственную беседу
03.03.2016 | Опубликовано в: Образование | Просмотров: 1702

Ислам происходит от слова «салям», что значит мир и благополучие. Благополучие предполагает счастье человека, которое в свою очередь зависит от знания, убеждения, здоровья, свободы, справедливости, благовоспитанности и прочих положительных характеристик личности и общества, возможных только при наличии прочного мира между людьми и народами.

В поддержании и укреплении нравственных устоев общества мусульмане видят одно из важнейших предназначений религии. Высокая мораль всегда была характерной особенностью Ислама. В одном из хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится: «Я был послан для того, чтобы довести до совершенства нравы». Заложенные им основы нравственности и духовности остаются непоколебимыми по настоящий день, потому что они основаны на истинной вере в Бога, человеколюбии и гуманности, милосердии и справедливости. Мусульманская мораль не просто строится на коранических заповедях и наставлениях – она отвечает требованиям разума, сердца и нисколько не противоречит человеческой природе.

Накануне работники отдела просвещения ДУМД Хунзахского района организовали встречу с учениками 9 – 11 классов Батлаичской средней школы на тему «Нравственный облик верующего».

Основная цель беседы - культурно -патриотическое и духовно -нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование положительных нравственных качеств, благонравия.

Примечательно, что школьники слушали с большим интересом, задавали  вопросы, несмотря на то, что  исламская этика оперирует такими понятиями, которые не свойственны светской морали. Это, к примеру, такие специфические религиозные понятия, как грех (кафир), набожность (аттакуа), упование на бога (тауаккул), вера (иман), спасение, молитва (салят) и многие другие. Их своеобразие обусловлено основами исламского мировоззрения.

Так, к примеру, о нравственном значении молитвы в Исламе говорится, что Аллах «вменил последователям своим молиться, чтобы молитва исторгала из них чистоту в понимании имени Аллаха, смирение сердца и тонкость молитвенного обращения к Аллаху, что даёт свет сердцу и служит ключом к раскрытию и причиной постоянного накопления приятных душевных свойств». Если иметь также ввиду, что с точки зрения исламской нравственно-этической системы свидетельством продвижения мусульманина по пути нравственного совершенствования является его приближение к богу, то совершенно однозначно определяется в ней нравственное значение молитвенного труда.

Молитва удерживает людей от разного рода неприятностей и преступлений. У человека, совершающего молитву, душа всегда должна быть чистой, мысли всегда должны быть искренними и благородными. Такой человек смотрит на мир глазами любви и добра. Тело должно содержаться в чистоте. Личная чистоплотность является важным фактором при общении не только с Богом, но и с окружающими. Поэтому от людей выполняющих молитву требуется заблаговременно позаботиться о своей чистоте. Пример из Корана служит ярким свидетельством выше сказанного. «О, вы, которые уверовали! Когда встаёте на намаз (молитву), то мойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте голову, мойте ноги до щиколоток. А если вы не чисты, то очищайтесь, а если вы в пути и не найдёте воды, то омывайтесь хорошим песком. Аллах не хочет устроить для вас тяготы, он только хочет очистить вас». Особая роль отводится чистоте и аккуратности одеждам молящихся. Тело такого человека должно быть покрыто чистыми одеждами. Помимо всего вышесказанного следует добавить, что молитва - это пожизненная физкультура, для всего организма, это и гимнастика и гигиена одновременно. Молитва вырабатывает силу воли, закаляет организм, укрепляет суставы, улучшает кровообращение и усвояемость пищи, регулирует давление крови. Следует сказать, что молитва в Исламе выполняется с помощью движений включающие в себя коленопреклонение и земные поклоны. Молитва помогает содержать организм в хорошем физическом состоянии, а также развивает духовные начала человека. Совершая молитву, человек расслабляется, он отвлекается от мирских забот, его нервная система успокаивается, душа освещается, и человек получает огромное удовлетворение от сознания и ощущения, что своевременно выполнил свой долг перед творцом. Духовная удовлетворённость и нервное спокойствие, гигиена и физическая закалка являются основами здоровья, которые включает в себя молитва. Здоровье, как известно, это богатство общества. Отсюда видно, что молитва, независимо от уровня развития цивилизации и грамотности населения сохраняет общество морально стойким, физически крепким, волевым, духовно богатым, гигиеничным, работоспособным, закалённым и преданным независимо от сложностей внешних факторов.

Таким образом, можно сделать вывод, что нравственно-этическая система учения Ислама учит и призывает только к добру и справедливости, а значит, способствует оздоровлению морального климата общества. Молитва оберегает людей от разврата, обмана, курения и пьянства. Она способствует удержанию людей от всяких дурных поступков, воспитывает в человеке добродетельные и положительные качества: честность, искренность и гуманность, сохраняет на высоком уровне семейные, родственные и гражданские отношения.

Благонравие и порядочность считаются в Исламе одними из самых достойных человеческих качеств. Считается, что человек с благим нравом достигает степени тех, кто усердно молится по ночам и постится днем. Однажды сподвижники спросили Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): «Что более всего помогает людям попасть в Рай?» Он ответил: «Богобоязненность и благонравие». В другом хадисе говорится: «Нет ничего, что в День Воскресения окажется на Весах верующего весомее благонравия. Воистину, Аллах ненавидит грубых и бесстыдных людей».

Нравственные нормы в Исламе понимаются как правила достойного поведения человека, без которых невозможны достижение душевной гармонии и духовное совершенствование. Нравственный облик мусульманина не ограничивается его внутренним миром – его духовная чистота и благочестие отражаются на его внешнем виде. Согласно Исламу, нравственность человека зависит не только от полученного им воспитания, но и определяется его врождёнными качествами. Ислам не просто самым тесным образом связал мораль и нравственность с религиозными убеждениями и поступками, но сделал благонравие важным требованием веры и её критерием. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Самой совершенной верой обладает тот, кто имеет самую высокую нравственность».

Беседу провел сотрудник отдела просвещения Нурудинов Нурудин.



Возврат к списку