Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Прокуратура разъясняет

Причиненный из-за ненадлежащего содержания общего имущества МКД вред можно взыскать с управляющей организации

30.06.2022 15:27:00 | Просмотров: 142

Нередки ситуации, когда вследствие ненадлежащего исполнения обязанности по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома причиняется материальный ущерб и моральный вред собственникам имущества.

Согласно положениям ч.ч. 1 и 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом (далее – МКД) заключается с управляющей организацией, которая за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги, в том числе по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома.

Таким образом, собственники помещений в МКД относятся к потребителям услуг, оказываемых управляющей организацией (исполнителем) по возмездному договору, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), на что неоднократно обращал внимание Верховный Суд Российской Федерации.

Как следствие, на управляющую организацию законом возложена обязанность по возмещению ущерба и компенсации морального вреда, причиненного в результате ненадлежащего содержания, ремонта общего имущества МКД.

При возникновении спора о возмещении ущерба его можно урегулировать как во внесудебном, так и в судебном порядке. В силу требований положений Закона о защите прав потребителей досудебный порядок разрешения конфликта в данном случае не является обязательным.

Для рассмотрения спорной ситуации в досудебном формате необходимо обратиться в управляющую организацию с претензией, в которой изложить обстоятельства некачественно оказанных услуг, требования по устранению ненадлежащего обслуживания и (или) возмещению вреда.

Если управляющая компания не исполняет заявленные потребителем требования в добровольном порядке, необходимо обратиться в суд с исковым заявлением, соответствующим требованиям ст.ст. 131 и 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

По общему правилу иск к организации предъявляется в суд общей юрисдикции (п. 5 ч. 1 ст. 23, ст. 24 ГПК РФ) по адресу организации, однако иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены также в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (могут быть установлены при помощи объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов).

Вопрос компенсации морального вреда и определение его размера также решается в судебном порядке, с учётом степени физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

 С обращением о нарушениях требований законодательства, допущенных управляющими организациями, можно также обратиться в контролирующий орган, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, или прокуратуру.

 

Прокуратура Хунзахского района

Республики Дагестан

 

 



Возврат к списку