Эти страшные чужие: что такое ксенофобия
05.11.2024 | Просмотров: 1
Эти страшные чужие: что такое ксенофобия
Термин «ксенофобия» на волне событий последних лет в СМИ и Интернете встречается очень часто. Попробуем рассказать простыми словами, что такое ксенофобия, чем она отличается от расизма и экстремизма, какова природа этого явления и опасно ли оно для общества.
Слово это произошло от греческих «ксенос» – чужой, другой и «фобос» – страх. Ему можно дать такое определение: ксенофобия – неприятие чужаков и всего, что связано с другой культурой, иными мировоззрениями, религией, бытом. Ксенофобы не просто не любят чуждых им людей в силу объективных причин, они воспринимают их как потенциально опасных, стремящихся нанести вред.
У кого-то она проявляется как страх перед неизведанным, кто-то испытывает ненависть к людям иной расы, внешности, верований, культуры. При этом объектом становятся не только иностранцы, но и все, кто хоть немного не вписывается в картину мира ксенофоба: люди другого вероисповедания, сексуальной ориентации, пола, возраста, политических взглядов и даже обладающие не такими физическими и умственными способностями, как большинство. В этой статье для краткости условно объединим их всех определением «чужаки». Ксенофобом можно назвать даже футбольного фаната, агрессивно настроенного к болельщикам, поддерживающим не его футбольный клуб.
Откуда взялась ксенофобия
Издревле человек делил окружающих на своих и чужих. По сути, это явление старо, как само человечество. Свои – это те, кто рядом, к кому ты привык, знаешь, чего от них ожидать, говоришь с ними на одном языке. Чужие – приходят издалека, их речь непонятна, они приносят с собой разрушение и смерть, отнимают имущество и уводят в рабство людей твоего племени. Так было чаще всего. История освоения новых земель тесно связана с историей войн. В некоторых случаях чужаки оставались, принося с собой перемены в исконном укладе жизни.
Кроме того, всё незнакомое обычно вызывает страх. Чтобы познать то, к чему мы не привыкли, приходится принимать неординарные решения, изобретать новый путь, утверждал Эрих Фромм. Привычными способами мышления новое не понять. Казалось бы, всё неизученное должно вызывать интерес, но то, что постичь сложно, что не поддаётся привычному мышлению, не помещается в рамки восприятия, скорее раздражает и пугает. И, вместо того, чтобы изучить и попытаться понять это новое, человек на всякий случай предпочитает держаться от данного явления или предмета подальше.
Так и реакция на чужаков была в первую очередь негативной: вроде бы такие же люди, но говорят непонятно, одеты по-другому, цвет кожи, обычаи и верования у них другие. Со временем опасения и подозрительность усиливались, пришлых не просто сторонились, их начинали обвинять в несчастьях и бедствиях, ненавидели. Так естественное чувство страха перед неизведанным перерастало в ксенофобию.
Факторы формирования ксенофобии
Помимо исторически сложившегося страха перед незнакомцами, который проявляет даже маленький ребёнок, в формировании ксенофобии играет роль множество факторов.
1. Особенности воспитания. Маленькие дети по природе своей – консерваторы. Многих из них сложно приучить к новой пище, переезд на другое место жительства они воспринимают болезненно. Младенцы ещё в пятимесячном возрасте умеют отличить тех взрослых, кто их постоянно окружает, от новых, чужих людей и часто реагируют на появление последних плачем. Нейробиолог Роберт Сапольски в своих исследованиях пришёл к выводу, что дети в возрасте 3 лет предпочитают людей того же пола и с тем же цветом кожи, что и у них. Но это не значит, что у них уже сформирована негативная установка по отношению к «чужакам». Им нравится то, к чему они привыкли. Но от дальнейшего воспитания зависит, будет ли ребёнок бояться всего нового, непознанного или, напротив, проявлять к нему интерес.
Иногда родители слишком опекают малышей, внушая им, что мир вокруг настроен враждебно, везде угроза, и дети с пелёнок привыкают жить с опаской, испытывая фоновую тревогу. Известно, что многие убеждения и установки подрастающее поколение черпает из слов и поступков родителей. Если старшие родственники проявляют нетерпимость к «чужакам», осуждают их, поддерживают проявления ксенофобии в обществе, то ребёнок принимает это как данность и со временем начинает мыслить точно так же.
2. Потребность в самоидентификации и принадлежности к определённой группе. Рано или поздно человек начинает задумываться над тем, кто он такой, что из себя представляет. Ответ на этот вопрос он находит в той социальной группе, в которой живёт сам. И эта потребность быть частью чего-то целого, большого заложена эволюцией.
Так сложилось, что только в обществе индивид может чувствовать себя защищённым. На заре человечества выжить в одиночку было делом чрезвычайно трудным, перспектива изгнания была равносильна неминуемой гибели. Чтобы удержаться в социуме, нужно «быть как все» – поддерживать взгляды и убеждения, принятые в нём, вести себя соответствующе. То, что делают, говорят и думают все остальные, постепенно становится стандартом, эталоном для того, кто хочет быть «своим». С одной стороны, это фактор, способный сплотить группу, с другой – если есть «Мы», значит, должны быть «Они», которые противопоставляются данному социуму в негативном ключе.
Случаи здоровой конкуренции между группами редки, поскольку не влекут такой сильной мотивации к сплочению, как объединение перед лицом опасности. И тогда противостояние «чужакам» становится ничем иным, как ксенофобией. Но даже один общий для человечества враг или одна на всех беда не способны сплотить весь мир. Пример тому – пандемия COVID-19 в 2020 году. Даже тогда, перед лицом новой массовой инфекции люди находили повод для вражды: усилились этнофобические настроения по отношению к гражданам Китая, появились ковид-диссиденты, всерьёз поверившие в идею мирового заговора, и противники вакцинации против смертельного вируса.
3. Из предыдущего фактора вытекает усиление ксенофобических установок в периоды отсутствия стабильности в мире. В сложные времена, например, в период финансового кризиса, межэтнических конфликтов, войн снижается уровень социального и экономического развития, падает уровень жизни, растёт количество безработных и живущих за чертой бедности. В этом случае людям нужен «козёл отпущения», которого можно обвинить во всех несчастьях. Людям, опять же, легче всего признать, что причиной их бед являются «чужаки». Проявления враждебности по отношению к ним являются и актом самоутверждения, и попытками сохранить иллюзию контроля над ситуацией: вроде бы виновник наказан, ксенофоб начинает чувствовать себя нужным и важным, а значит, появляется надежда на стабилизацию ситуации.
В некоторых случаях попытки объединить общество «сверху» намеренно культивируют ненависть к представителям других наций, транслируя в массы идею превосходства своего народа над остальными, как это было в нацистской Германии.
4. Пропаганда ненависти к «чужакам» в СМИ. Люди, не склонные к критическому мышлению, очень часто «попадаются на удочку» средств массовой информации, изображающих «чужаков» в негативном ключе. Таким способом настроениями социума довольно легко манипулировать, добиваясь нужного эффекта. Можно убедить народ в том, что мигранты занимают рабочие места, предназначенные для местных жителей, а люди, исповедующие другую религию, настроены агрессивно и могут осуществить теракт в любое время. В криминальных сводках и статьях, посвящённых теме иммиграции, периодически встречаются указания на национальность и вероисповедание фигурантов происшествий. Тогда даже те, кто поначалу спокойно относился к представителям этнических и религиозных меньшинств, при постоянном информационном давлении могут изменить своё мнение о них.
А ведь тот же самый инструмент – СМИ – можно успешно использовать для достижения обратной цели: рассказать о позитивных моментах, связанных с «чужаками», об их обычаях и быте, дать понять, что они мало чем отличаются от большинства: те же люди, со своими радостями и горестями, проблемами и переживаниями.
Деление окружающих на «своих» и «чужих» характерно для каждого человека. «Свои» – это те, кто хорошо знакомы, не представляют угрозы, с ними нет нужды держать дистанцию и опасаться за личные границы. Доктор психологических наук Галина Солдатова выделяет несколько уровней чужеродности, по которым обычно распределяет людей в своем окружении индивидуум:
- Близкие «чужаки». Это разделение по принципу «свой-чужой» действует даже в отношении родственников и друзей. Допустим, человек жил с родителями и в какой-то момент женился. У него своя семья, а родители – его собственные и жены – уже переходят в разряд «чужаков». С ними всё так же общаются, советуются, их не стали меньше любить и доверять им, но теперь супруги создали свой союз, и уже только они двое – «свои» друг для друга, остальные остаются за пределами новой ячейки общества.
- Незнакомцы. К этой группе «чужаков» можно отнести всё население земного шара, кроме той социальной группы, с которой идентифицирует себя индивидуум. Они не несут угрозы, их интересы не пересекаются с интересами группы, они просто существуют, не имея к человеку никакого отношения. К ним обыватель испытывает либо равнодушие, либо интерес, либо некоторую тревогу.
- Не вписывающиеся в параметры «нормальности» – так называемые стигматизированные «чужаки». Это люди, которых дискриминирует общество из-за каких-то условно отрицательных качеств, им присущих. Социальный психолог Эрвин Гоффман выделяет следующие типы стигматизированных лиц: люди с физическими или психическими недостатками; лица, отрицательные качества которых приписывают слабохарактерности и неумению себя контролировать (алкоголики, наркоманы, преступники, безработные, ведущие асоциальный образ жизни); люди, относящиеся к этническим меньшинствам, определённой расе, низшим кастам, сектам и т.п.
- «Чужаки»-враги. Эти «чужие», по мнению обывателя, несут явную угрозу, настроены по отношению к конкретной группе агрессивно. Чувства, которые испытывает ксенофоб к ним, американский психолог Кэррол Изард назвал «триадой враждебности»: гнев, презрение и отвращение. В массовом сознании образ такого врага наделяется самыми ужасными качествами: «чужаков» характеризуют как глупых, неразвитых, жестоких дикарей, неприученных к гигиене, жаждущих захватить имущество граждан, обмануть, обидеть, убить.
Как проявляется ксенофобия
В психиатрии различные фобии считаются формой тревожного расстройства, они занесены в Международную классификацию болезней и подлежат лечению, но ксенофобия заболеванием не является. Хотя некоторые из зарубежных специалистов утверждают, что крайние проявления ксенофобии, расизма и других предрассудков необходимо относить к разновидности бредового расстройства. Но в то же время другие эксперты противоречат им, объясняя свою позицию тем, что предрассудки – это проблема социальная.
Действительно, со стороны ксенофоб выглядит совершенно здоровым человеком, но в его поведении можно заметить странные поступки, которые окружающие считают чудачеством. Так, человек, не принимающий «чужаков», может:
- бояться контакта с людьми, не похожими на него: отказаться от поездки в такси, если водитель – представитель другой национальности, или не посещать магазин, в котором работает продавец, исповедующий другую религию;
- нелицеприятно отзываться о тех, кто отличается от него по каким-либо признакам: выглядит, говорит, живёт не так, как он. При этом чувства тех, к кому адресованы такие высказывания, его совершенно не волнуют – он, напротив, стремится унизить и оскорбить «чужака»;
- избегать всего, что связано с другими культурами: он не пойдёт в ресторан, где подают национальную кухню другого народа, не будет смотреть фильмы, снятые режиссёром с иным цветом кожи, или слушать иностранную музыку;
- утверждать, что всё отечественное – лучшее, а то, что создано в других странах, не достойно внимания.
Он не пытается разобраться в истинных причинах своих поступков, но если у него спросить, почему он так делает, всегда найдёт им оправдание. Под воздействием описанных выше факторов у него со временем складывается определённый тип мышления, для которого характерны следующие черты:
- Нет понимания картины окружающего мира. Ксенофоб обладает лишь частичными, разрозненными и не систематизированными в полной мере знаниями о нём. Наиболее хорошо ему знакомы законы человеческих отношений и жизненные принципы, принятые в его группе. Информация о том, что происходит за её пределами, неясна и отрывочна, полна противоречивых утверждений, не соответствующих одно другому. Пример тому – сожжённый на костре инквизиции Джордано Бруно, прогрессивные идеи которого фанатики-священнослужители сочли еретическими. Как правило, люди с более высоким уровнем образования наименее подвержены ксенофобическим предрассудкам, считает Галина Солдатова.
- Ксенофоб не чувствует себя в безопасности, и жизнь его строится на страхе. Но страх этот не объяснить объективными причинами, он иррационален. Он чувствует угрозу, но не понимает, откуда она исходит, и склонен приписывать её «чужим», пытаясь дать ей хоть какое-то объяснение. Не умея брать ответственность за собственную жизнь, он обвиняет их в своих несчастьях или враждебных намерениях. Его страх приводит к утрате связи с реальностью. Когда ксенофобия широко распространяется в обществе, речь идёт уже о «социальной паранойе», как назвал её психолог Дж. Сорвер-Фонер.
- Ксенофоб по сути своей – фанатик. Его убеждения становятся центральной частью его жизни. Он уверен, что его цель – в противостоянии тем враждебным силам, которые угрожают ему и его социальной группе, то есть «чужакам». Но для фанатизма характерно чёткое деление мира на чёрное и белое, плохое и хорошее. В случае с ксенофобами всё, что они считают принадлежащим к их группе, – правильно и является нормой, всё иное – патология, с которой следует бороться, а сам он стремится быть как все, ничем не выделяясь. Это явление Эрих Фромм определял как «патология нормальности». Однако эта «нормальность» и единообразность обкрадывает общество, лишая его возможности расти, развиваться, замедляя прогресс и возвращая людей в каменный век.
- Один из защитных механизмов человеческой психики – проекция. С её помощью люди приписывают свои переживания, чувства, эмоции, мысли – как позитивные, так и негативные – окружающим. Психика ксенофоба посредством проекции пытается избавиться от нежелательных переживаний, осознания собственных недостатков и всего, что не способна принять, приписывая их все тем, другим. Он сам воспринимает себя таким, каким хотел бы быть, а «чужие» в его глазах наделяются всеми его теневыми качествами, становясь врагами.
Классификация явления
Каждый из нас – уникален. Каждый чем-то отличается от остальных восьми миллиардов человек, населяющих планету. Однако ксенофобы были бы рады, если бы все люди стали одинаковыми. Бояться и ненавидеть «чужаков» они могут за что угодно. Психологи и социологи выделяют следующие виды ксенофобий:
- Этнофобии. Это предрассудки, касающиеся людей определённой национальности или расы: негрофобия, антисемитизм, синофобия. На волне событий последних лет по миру распространяется волна русофобии, культивируемая искусственно.
- Негативное отношение к людям, исповедующим иные верования, – исламофобия, предубеждения по отношению к представителям различных сект. Вспомните только гуситские войны в средневековой Европе или гонения на старообрядцев на Руси.
- Ненависть к людям, отличающимся от ксенофоба по социальному или материальному положению, имеющих другую сексуальную ориентацию, иные политические убеждения, физические недостатки (гандикапизм), дискриминация лиц другого пола (сексизм) и даже возраста (эйджизм). Сюда же можно отнести неприятие стигматизированных групп общества вроде алкоголиков, наркоманов, больных СПИДом и людей, ведущих асоциальный образ жизни.
Различают ксенофобию инстинктивную, которая возникает неосознанно как проявление подозрительности и страха у отдельных групп и индивидов, и идеологическую. Последняя навязывается обществу «сверху» и преследует определённые политические цели: отвлечь внимание народа от слабых мест в деятельности властей, сплотить его перед мнимой угрозой, найти «козла отпущения», виновного во всех бедах. В этом смысле уже может идти речь о проявлениях экстремизма. И данная форма ксенофобии наиболее опасна, поскольку ведёт к ужасающим последствиям: войнам, резне, истреблению целых народов.
Чем отличается ксенофобия от других проявлений дискриминации
Многие путают с ксенофобией схожие понятия: расизм, нацизм, гомофобию. Иногда они переплетены настолько, что действительно сложно понять, какое определение можно дать проявлению негативных чувств в том или ином случае.
На самом деле, принцип довольно прост. Допустим, если человек просто не любит людей с другим цветом кожи, он расист. Когда его беспокоит, что в его городе много студентов из африканских стран, и он опасается, что чернокожая молодёжь начнёт устраивать беспорядки, он ксенофоб. Если индивидуум уверен, что его нация превосходит другие, то он нацист. Когда же он боится иммигрантов, не приемлет их культуру, выступает за депортацию их в родную страну, он ксенофоб.
Так или иначе, нетерпимость к «чужакам», как её ни называй, приводит к вещам, которых просто не должно быть в цивилизованном мире: ни негативных высказываний, унижающих человеческое достоинство, ни ущемления прав, ни порочащих публикаций в СМИ, которые, по сути, разжигают межнациональную вражду. И уж тем более из-за предрассудков не должны гибнуть люди. Страшных примеров того, к чему привела ксенофобия, став общественной нормой в конкретных группах, в истории более чем достаточно:
- действия инквизиции в Средние века в Европе – «охота на ведьм» стала причиной гибели, по разным данным, от 60 до 100 тысяч человек. Людей пытали и казнили вследствие доносов, причём обвинения доходили до абсурда: среди жертв инквизиции были даже маленькие дети. Одной из причин искусственно созданной католической церковью всеобщей истерии было укрепление пошатнувшегося влияния Рима;
- Холокост в нацистской Германии в 1933–1945 гг. – погибли около 6 миллионов евреев. Это, наверное, самый дикий в своей жестокости пример проявления ксенофобии, нацизма и антисемитизма. Помимо евреев последователи нацистской идеологии планомерно истребляли славян, цыган, поляков, а также психически больных людей, инвалидов и гомосексуалистов даже среди своих соотечественников, будучи уверены, что служат великой цели – возвышению и очищению арийской нации;
- геноцид армян в Османской империи в 1915–1916 гг. – жертвами стали более 600 тысяч человек. Массовые убийства лиц армянской национальности на религиозной почве были совершены по инициативе партии «Иттихад»;
- межэтнические вооружённые конфликты на территории бывшей Югославии – за 10 лет, с 1991 г. по 2001 г., по разным данным, насчитывается от 130 до 160 тысяч убитых, в том числе и мирных жителей.
Как бороться с ксенофобией
Саму по себе ксенофобию как защитный механизм психики от угроз извне сложно истребить полностью, однако снизить ощущение тревожности от присутствия рядом «чужаков» вполне возможно, если предпринять ряд шагов. Хорошо помогают в этом:
- тренинги по снижению уровня агрессии и повышению толерантности. Они позволяют воспитать в себе уважение к людям в целом, формируют умение реагировать по-новому на то, что вызывает раздражение и страх, принять тот факт, что другие имеют право по-другому смотреть на мир и в чём-то различаться между собой;
- беседы и дискуссии с людьми, придерживающимися противоположных взглядов. Как известно, в споре рождается истина. Если раскрыть глаза на доводы и факты, приводимые оппонентом, отбросив свой фанатизм, то можно увидеть, что они не лишены логики;
- семейная терапия. Подростки в их юношеском максимализме наиболее подвержены воздействию пропаганды идей нацизма, экстремизма, межэтнической и межконфессиональной вражды. Но если у них появится опора в виде семьи, им легче будет противостоять этой пропаганде;
- тренинги личностного роста и работа с психологами. Человек, уверенный в себе, умеющий брать ответственность за свою жизнь, имеющий под ногами твёрдую почву, меньше подвержен страхам и тревоге, в том числе и ксенофобии;
- изучение информации о «чужаках»: их обычаев, быта, культуры, мировоззрений. Люди боятся неизвестного, но стоит им получше узнать объект своих страхов, и проявления фобии становятся не такими явными. По тому же принципу строится и терапия фобических расстройств в психологии;
- информационный «детокс». Если ксенофобия возникла под влиянием информации, поступающей извне, то стоит ограничить просмотр телевидения, чтение газет и новостей на интернет-сайтах. Тревога и страх по отношению к «чужакам», постоянно «подогреваемые» сообщениями СМИ, будут постепенно угасать.
На общественном уровне мероприятия по профилактике этой социально-психологической проблемы должны проводиться во всех областях: политической, экономической, социальной, образовательной, информационной и в сфере культуры.
Вполне возможно, что во времена, когда человеку, чтобы выжить, нужно было опасаться незнакомых явлений, вещей и людей, ксенофобия действительно помогала в этом. Но мир меняется, прогресс и наука не стоят на месте. В мире живёт 8 миллиардов человек, и они просто не могут быть одинаковыми, иначе такой мир был бы скучен и однообразен.
Мы все разные, различаются наши убеждения, мировоззрение, верования, традиции, цвет кожи, мы говорим на разных языках, но есть то, что может нас объединить: мы все – люди. Мы смеёмся, когда весело, плачем, если больно, любим своих близких и боимся их потерять, рожаем и воспитываем детей, заботимся о пожилых родителях и хотим только одного – жить в мире с другими людьми. А ксенофобия? Она морально устарела как способ мышления, и просто необходимо оставить её в прошлом и идти только вперёд!